fbpx

Как разговаривать с коллекторами

Что делать при звонке из коллекторского агентстваНеприятности случаются. Бывает, что радость от получения кредита сменяется горечью поисков денег для уплаты взносов по нему. И если раньше должника пугали долговой ямой и тюрьмой, то теперь — коллекторами.

Вы знаете, есть некое ощущение, что истории о коллекторах слегка раздуты в общественном сознании. В современном медийном пространстве, когда запретов больше, чем букв в алфавите (о самоубийствах писать нельзя — обвинят в подстрекательстве, о несовершеннолетних — тоже ни-ни, и так далее), средства массовой информации охотно хватаются за любую новость о безумствах профессиональных выбивателей долгов.

В результате активного освещения данной темы в головах граждан присутствует определенный страх перед коллекторами. Стоит ли их бояться? Как с ними общаться, если вы или ваш близкий человек задолжали банку или микрофинансовой организации? Об этом и поговорим. Важно знать свои права, чтобы из достаточно конфликтной ситуации, связанной со взысканием долга, выйти если не победителем, то не проигравшим точно.

Если вы хотите серьезнее углубиться в тему, то советую почитать Федеральный закон № 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”. Именно в нем детально описана коллекторская деятельность, а точнее — ее ограничения и запреты. Но в целом достаточно будет прочитать эту статью и подойти подготовленным к общению с незваными гостями.

 

Что разрешается коллекторам?

У коллекторов не так много способов взаимодействия с должником. Так, закон разрешает:

  1. личные встречи;
  2. телефонные переговоры;
  3. сообщения (телеграммы, смс, голосовые);
  4. почтовые отправления.

Всё. Список из четырех пунктов — исчерпывающий.

Теперь поговорим об ограничениях каждого вида общения.

  • Личные встречи — не более одного раза в неделю.
  • Телефонные переговоры — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц (то есть коллектор может позвонить, например, в понедельник и субботу, в другие дни недели — нет).
  • Сообщения — не более двух в сутки, четырех в неделю и шестнадцати в месяц. Сообщения учитываются общим числом — и телеграммы, и смс.
  • Время любого взаимодействия ограничено периодом с 8 до 22 часов в рабочие дни, в выходные — с 9 до 20.

Если же профессиональные взыскатели долгов эти правила нарушают — не нужно нервничать.

 

Навязчивые звонки коллекторов

 

Да, бесконечные звонки в разное время дня и ночи — это неприятно, но своим раздражением вы делу не поможете. Куда эффективнее — пожаловаться в нужные органы, но об этом ниже.

Что коллекторам запрещено?

Закон запрещает коллекторам многое из того, что раньше было обыденностью.

Так, например, коллекторы не могут звонить или слать смс членам вашей семьи, соседям, коллегам по работе и любым другим посторонним, кроме случаев, когда вы дали согласие на общение. Даже если такое согласие было подписано (скажем, одновременно с выдачей кредита), его можно в любой момент отозвать, направив заказным письмом соответствующее уведомление коллектору или в банк.

Надо ли говорить про насилие, принуждение, угрозы, оскорбления, мат? Разумеется, они запрещены.

Также коллекторы не могут явиться к вам домой и описать имущество, изъять автомобиль или телефон (это прерогатива приставов). Более того — даже в квартиру коллекторы зайти не могут, если вы их сами не пустите.

 

Что делать, если коллектор позвонил?

Представим, что вы должны банку некую сумму денег, и вот в один прекрасный день раздался звонок: коллектор! Как быть?

Для начала нужно понять, кто именно вам позвонил, и настоящий ли это коллектор. В соответствии с законом коллектор должен сообщить свою фамилию, имя и отчество, назвать кредитора и коллекторскую организацию, которую он представляет.

Собеседник отказывается называть себя? Можете смело класть трубку.

Если же собеседник представился, и вы получили всю нужную информацию, рекомендую попросить его перезвонить позже, а в это время проверить, существует ли действительно такая коллекторская организация и включена ли она в государственный реестр. Найти его можно по ссылке http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic

Если же у вас состоялась личная встреча, то рекомендую попросить коллектора предъявить паспорт, доверенность и копию свидетельства о внесении его организации в реестр.

В общем, после того, как вы убедились, что коллектор — не самозванец, можете начать конструктивный диалог.

 

Как строить общение с коллектором?

В разговорах с коллекторами рекомендую помнить о нескольких моментах:

  1. Коллекторы стремятся добиться от вас погашения долга до обращения в суд. Почему? Не только потому, что суд — это долго, но и потому, что через суд вы можете значительно снизить размер требований. Не секрет, что обычно львиную часть долга составляют не выданные займы и кредиты, а сомнительные с точки зрения закона проценты — пени, неустойки, штрафы. Коллекторы понимают, каким образом долг в 30 тысяч рублей превращается в 300 тысяч, а также понимают, что в суде можно добиться многократного уменьшения данной суммы.
  2. Если груз выплат непосилен для вас, то существует процедура банкротства физического лица. О ней подробно — здесь и здесь.
  3. Угрозы и шантаж запрещены. Слышите подобное — жалуйтесь (дальше расскажу, куда).
  4. Не поддавайтесь страхам, не давите на жалость. В разговоре вы должны быть уверены в себе и спокойны.
  5. Проверьте договор и убедитесь, что в нем есть пункт о праве банка или МФО переуступить ваш долг коллекторскому агентству. Нет такого пункта — нет и повода для разговора.

Но самый действенный метод разговора с коллектором — сообщить ему, что всё общение вы будете вести через адвоката.

 

Разговор с коллекторами

 

Имейте в виду, что устного уведомления мало, нужно направить письменное извещение в коллекторскую компанию. Тем самым вы:

  • убережете свои нервы от общения с весьма специфическими субъектами.
  • скорее всего, сэкономите деньги, потому что адвокат поможет вам разобраться в обоснованности предъявляемых требований.

 

Когда не работают правила о коллекторах?

Сослаться на закон об ограничениях коллекторской деятельности не получится в следующих случаях:

  • если вы взяли в долг у другого физического лица менее 50 тысяч рублей (сам кредитор может вас беспокоить чаще, чем коллекторы).
  • если вы — индивидуальный предприниматель, и брали деньги в долг для бизнеса.
  • если вы задолжали за коммунальные услуги (ресурсоснабжающие организации, пока не передали ваш долг профессиональным взыскателям, вправе звонить и слать сообщения чаще, чем 2 раза в неделю, например).

 

Куда жаловаться на коллекторов?

Если вам в общении с коллекторами пришлось столкнуться с нарушениями закона, если ваши права были нарушены — фиксируйте нарушения всеми возможными способами (записывайте разговоры, ведите видеозапись и тому подобное). Далее жалобу с подтверждающими документами следует направить в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов и в прокуратуру. Неоднократные нарушения влекут исключение коллекторского агентства из реестра и запрет на занятие выбиванием долгов.

Если же вы никому ничего не должны, но вас атакуют в качестве родственника/коллеги должника, рекомендую направить в адрес коллекторского агентства заказным письмом соответствующее уведомление — мол, вы не согласны на звонки и сообщения. Сохраняйте квитанции об отправке. В случае, если уведомление не подействует, поможет жалоба приставам и в прокуратуру.

 

Но повторю еще раз: коллекторы — профессионалы, поэтому наиболее эффективно доверить общение с ними другим профессионалам. И помните, что настоящий юрист в этом деле будет куда более эффективен, чем некий антиколлектор с его весьма посредственными знаниями закона и слабыми представлениями о правах и обязанностях клиентов и оппонентов.

 

Добавить комментарий