fbpx

10 лайфхаков о претензиях

Претензия лайфхакКоличество судебных разбирательств не уменьшается. Это неудивительно — состояние экономики, к сожалению, далеко от идеального. Мало оказать услуги или поставить товар — нужно добиться оплаты, поэтому самый частый вид дел, рассматриваемых судами — это споры о взыскании самых разных долгов.

С одной стороны, в иске о взыскании задолженности нет больших сложностей.

С другой стороны, есть нюансы, о которых стоит помнить, когда контрагент не платит и вы вынуждены обращаться в суд. Один из таких нюансов — претензия. О ней и поговорим.

 

1. Перед обращением в суд с иском о взыскании задолженности обязательно направляйте претензию.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает обязательный досудебный претензионный порядок для любых дел о взыскании денежных средств. Это касается как споров по договору, так и, например, случаев взыскания неосновательного обогащения. Обязанность направить претензию не зависит от того, закреплена ли она в договоре.

 

2. Внимательно изучайте пункты договора о досудебном претензионном порядке.

Почему это важно?

Во-первых, в договоре могут быть указаны правила, отличные от установленных в законе. Так, например, Арбитражный процессуальный кодекс для споров о взыскании задолженности говорит, что в суд можно обращаться по истечении тридцати календарных дней с даты направления претензии. В договоре может быть установлен иной срок — как больший, так и меньший.

Во-вторых, требование об обязательном направлении претензии может быть предусмотрено договором абсолютно для всех случаев обращения в суд, независимо от того, что вы требуете — возврата долга, исправления недостатков работ и так далее.

В-третьих, бывают случаи, когда претензионный порядок сформулирован таким образом, что непонятно, есть он или нет. Как понять, нужно ли направлять претензию? Помните о том, что положения о досудебном порядке должны быть конкретными. Так, условие о том, что “стороны будут стараться решать возникающие разногласия посредством переговоров” — это не обязательный досудебный порядок, если нет сроков проведения переговоров и порядка созыва.

И еще один момент. При анализе договора на предмет того, как он регулирует претензионный порядок, советуем обращать внимание не только на раздел договора “Разрешение споров”, но и на иные пункты. Обязанность направить претензию может содержаться где угодно, например, в разделе “Права и обязанности сторон”. Такое случается.

 

3. Есть случаи, когда претензионный порядок установлен законом.

Независимо от того, что написано в договоре, в некоторых видах споров претензия должна направляться всегда. Это:

  • споры по обжалованию требований налогового органа,
  • споры при изменении и расторжении договора, а также при заключении договора в обязательном порядке,
  • споры при заключении государственного или муниципального контракта, договора поставки,
  • споры о выплатах по ОСАГО,
  • споры, вытекающие из грузоперевозок, авиа- и железнодорожных перевозок,
  • споры о нарушении исключительных прав,
  • и, еще раз, любые споры о взыскании денежных средств.

 

4. Неважно, кто подписывает претензию.

Часто бывает так, что претензию от имени компании подписывает не генеральный директор, а сотрудник, сопровождающий конкретного контрагента. В этом нет ничего страшного. Ваш оппонент не сможет ссылаться на несоблюдение досудебного претензионного порядка (кроме маловероятных случаев, когда в материалы дела поступает заявление директора о том, что он не одобряет действия сотрудника).

 

Претензия в суд dhl

 

5. Претензию лучше всего направлять ценным письмом с описью вложения.

Даже если вашим договором предусмотрены самые современные каналы связи, суд может не принять доказательства направления претензии по электронной почте. Во избежание проблем направляйте претензию почтой, в бумажном виде. Обязательно подробно заполните опись вложения — слова “претензия” недостаточно, укажите номер и дату договора. Если вы направляете претензию экспресс-почтой, уточните, заверяют ли они опись. Например, в DHL это можно сделать только в офисе.

 

6. В претензии не нужно предупреждать вашего контрагента о скором обращении в суд.

Претензия должна носить уведомительный характер. В ней следует указать существо спорного отношения (то есть договор и обстоятельства, связанные с его выполнением/невыполнением) и требование (уплата долга, возврат имущества и тому подобное). Этого будет достаточно. Конечно, если хотите, можно указать, что в случае невыполнения ваших требований последует обращение в суд, судебные расходы будут возложены на ответчика и так далее.

 

7. Если вы не направили претензию, суд оставит иск без движения.

К исковому заявлению необходимо приложить доказательства соблюдения претензионного порядка — квитанцию об отправке и опись вложения, а также саму претензию. Если вы этого не сделаете, суд оставит иск без движения и даст вам время (обычно около месяца) донести эти документы в суд. Принесете — и суд примет иск к рассмотрению. Не принесете — вернет обратно и не будет рассматривать.

 

8. Направление претензии после подачи иска не спасет.  

Если вы подали иск, не направив претензию, суд оставит его без движения. В определении суд напишет, что к исковому заявлению не приложены доказательства соблюдения обязательного досудебного претензионного порядка. Часто возникает мысль исправить этот недостаток, направив претензию в адрес ответчика уже после получения ответа из суда. Так вот — делать этого не стоит. Суд все равно оставит иск без рассмотрения, поскольку претензия должна предшествовать иску, а не наоборот.

Но если судья видит, что претензия только увеличит срок рассмотрения спора (когда отношения сторон настолько плохи, что без судебного разбирательства не обойтись), то он может “простить” несоблюдение претензионного порядка. Но лучше не рисковать.

 

Направление претензии после подачи иска

 

9. Срок для ответа на претензию должен истечь к дате подачи иска, а не к дате судебного разбирательства.

По правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом, иск о взыскании задолженности следует направлять в суд по истечении 30 календарных дней с даты его направления ответчику. Это означает, что документы должны быть поданы в суд именно по истечении этих 30 календарных дней. Направили претензию 1 января — в суд можно идти не ранее 1 февраля.

Обратите внимание, что договором может быть предусмотрен как иной срок, так и иные правила его исчисления. Можно встретить случаи, когда начало течения срока связывают с получением претензии ответчиком, или с истечением определенного срока с даты истечения определенного срока с даты отправки претензии. Лучше, конечно, стараться избегать таких сложных конструкций.

 

10. В претензии необязательно указывать все штрафные санкции, которые вы будете взыскивать с оппонента. Достаточно указать сумму основного долга.

В некоторых делах приходится сталкиваться с доводами оппонента, которые, возражая против взыскания пеней, неустойки или штрафа, ссылаются на неупоминание о них в претензии. Так вот: не опасайтесь подобных возражений, поскольку указание или неуказание в претензии штрафных санкций не влияет на возможность их взыскания. Главное — правильно рассчитать основной долг. Если истцом соблюден претензионный порядок в отношении основного долга, то считается соблюденным и претензионный порядок в отношении процентов, неустоек и так далее.

 

Таковы основные лайфхаки, руководствуясь которыми вы не дадите суду повод отказать в рассмотрении вашего иска из-за того, что до обращения в суд не была направлена претензия.

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика