Запрет писать о национальности преступника в СМИ | GLEIH.RU
Запрет писать о национальности преступника в СМИ

Запрет писать о национальности преступника в СМИ

Президент РФ Владимир Путин поддержал идею законодательно запретить упоминание в средствах массовой информации национальности подозреваемых и осужденных, санкции предлагаются вплоть до закрытия СМИ.

Соответствующую законодательную инициативу — о запрете на упоминание национальности и вероисповедания преступников — Путина в четверг попросил поддержать спикер Мосгордумы Владимир Платонов на встрече главы государства с Советом законодателей. По словам Платонова, законопроект предусматривает санкции вплоть до закрытия СМИ.

«Я с вами согласен, преступник не имеет национальности: какая разница, к какой этнической группе относится человек, который нарушил норму закона? Поэтому нужно, чтобы соответствующие процедуры прошли. Я не хочу вмешиваться, но если он (закон) дойдет до меня в окончательном виде, я его, конечно, поддержу», — сказал Путин.

При этом он подчеркнул необходимость соблюдения главного принципа — неотвратимости и справедливости наказания за совершенное преступление вне зависимости от этнической принадлежности совершившего преступление.

(отсюда)

Не будем обсуждать предложение Президента с политической стороны, хотя вопрос этот не нов. Законопроект был внесен в Госдуму еще в 2007 году, пролежал там несколько лет, а Фонд общественного мнения летом этого года даже успел провести опрос об отношении россиян к данной проблеме.

Предлагаю рассмотреть предложение Президента с юридической точки зрения.

 

Законопроект в редакции, подготовленной к первому чтению в Государственной Думе, краток.
В Законе «О СМИ» есть статья 4, которая устанавливает виды информации, распространение которой не допускается: экстремистские материалы, государственная тайна, сведения о способах изготовления наркотиков, о тактике контртеррористических операций. Также Закон запрещает использовать 25-й кадр.

Как мы видим, ограничения обоснованные и направлены они на защиту граждан от той информации, которая действительно может нанести вред.

Законопроектом предлагается дополнить список ограничений следующим абзацем: «Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших, лиц, совершивших правонарушения, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

По моему мнению, такой запрет не согласован с другими положениями Закона «О СМИ» и Конституцией РФ, потому что:

  • Цензура запрещена. Вообще. Статьей 3 Закона «О СМИ».

Закон «О СМИ» расшифровывает, что цензурой является, например, «наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». Отдельные ограничения свободы печати допускаются в условиях чрезвычайного и военного положения.

Конечно, в Закон можно внести любые ограничения. Например, запретить распространять информацию о повышении цен на гречку. Но будет ли это соответствовать основным принципам регулирования средств массовой информации? Давайте обратимся к Конституции, которая устанавливает основы свободы слова в нашей стране.

  • В Статье 29 Конституции указано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Конституция, как и Закон «О СМИ», запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие национальную, религиозную ненависть или вражду. Как вы понимаете, в информационном сообщении о национальности преступника нет агитации национального превосходства. Нет там и призывов к разжиганию ненависти по расовому или другому признаку.

Следовательно, если законопроект будет принят, то указание национальности преступника будет приравнено к распространению экстремистских материалов. Соответствует ли это Конституции? Об этом нам сообщит Конституционный Суд, когда в него обратится средство массовой информации, упомянувшее о национальности преступника и привлеченное за это к ответственности.

Очевидно, что формирование общественного мнения о причинах совершения преступлений, лицах, их совершающих, позволит бороться с факторами, приводящими к криминалу. Например, после прочтения статьи депутат проявит законодательную инициативу и повлияет на появление национальных черт в криминальной хронике. Так, может быть усложнен въезд на территорию страны гражданам определенной страны или группы стран, введен визовой режим. Или, например, могут быть созданы условия для улучшения положения лиц, часто становящихся преступниками, и устранения факторов, толкающих их на преступления.

Вместо этого законодатель решает проблему по принципу: «Нет человека — нет проблемы». Эффективно? Сомнительно…

Кроме того, надо учесть, что вместо национальности «швейцарец» в статье можно написать «уроженец Швейцарии». Такие действия журналиста не подпадают под действие запрета. Зачем же такой запрет нужен, если им нельзя добиться поставленных целей?

Добавить комментарий

Закрыть меню