Юридические картины и картины на тему правосудия (часть 2)

Продолжаем осмотр картин на юридическую тематику и тему правосудия.

Начало экспозиции — здесь.

Ноэль Куапель

Правосудие Траяна (Париж, Лувр)

Картина Ноэля Куапеля (1628-1707) написана на очень известный сюжет в 1675 году. Жил некогда в Риме языческий император по имени Траян, который, несмотря на язычество, был справедлив и добродетелен. Однажды, когда он спешно отправлялся на войну, к нему пришла вдова и, обливаясь слезами, сказала: «Умоляю тебя отомстить за моего сына, которого подло убили». Траян ей ответил, что сделает это, вернувшись из похода. Но вдова не успокоилась. Тогда Траян, тронутый ее слезами, отложил начало похода и свершил правосудие. История имеет продолжение: однажды папа Григорий Великий (на пятьсот лет позже), походя по форуму Траяна, вспомнил о справедливости и доброте императора. Войдя в базилику святого Петра, он молился за душу Траяна, и свыше ему ответил глас:  исполняю твою просьбу и прощаю Траяну». Таким образом, Траян, согласно мифологии, — единственный человек, который был прощен Господом до Страшного Суда.

 

Пьер Поль Прюдон

Правосудие и Божественное возмездие преследуют Преступление (Париж, Лувр)

Картина была заказана префектом Фрошо для одного из залов парижского Дворца юстиции. Ее  основная идея – неусыпность правосудия и неизбежность наказания. Юстиция держит традиционные весы (сложенные в знак того, что преступление раскрыто и взвешивать больше не имеет смысла) и меч. Возмездие освещает факелом место преступления, однако их стремительный полет, жесты и мимика красноречивее любых атрибутов. Они вот-вот настигнут немолодого человека с кошельком, символизирующего Преступление. Его окровавленная жертва, напротив, молода, ощущение незащищенности и невинности дополнительно усиливается ее наготой.

Герард Давид

Суд Камбиза (Брюгге, Городской музей изящных искусств)

Герард Давид (1470-1523), фламандский художник, изобразил известный сюжет, описанный Геродотом, – Камбиз, царь мидян и персов (VI в. до н.э.) смертью наказал одного продажного судью. Затем назначил сына этого судьи служить на место отца, «повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит».

 

Гюстав Доре

Суд Соломона (гравюра на дереве)

«Суд Соломона» входит в знаменитый цикл гравюр на дереве Гюстава Доре, выполненный им в 1864-1866 годах. Этот цикл был использован в качестве иллюстраций к Библии (русский перевод, исполненный Святейшим Правительственным Синодом), изданной книготорговцем-топографом Маврикием Осиповичем Вольфом в 1888 году (Санкт-Петербург, Москва), в 3 томах. Трехтомник содержал 230 гравюр художника. Библия, изданная в ограниченном количестве, явилась самой лучшей по переводу и исполнению и сразу же была раскуплена. Она стала библиографической редкостью, тем более что клише после изготовления гравюр были уничтожены.

 

Габриэль Метсю

Триумф Правосудия (Гаага, Музей Маурицхейс)

 

Габриэль Метсю (1629-1667) – признанный мастер голландского бытового жанра, также пробовал свои силы в «высоких» жанрах – религиозном и аллегорическом. Так, по заказу попечителя одного из лейденских богаделен им был написан «Триумф Правосудия», или «Правосудие, защищающее вдов и сирот». Главная героиня картины держит меч (для защиты правых и наказания виновных) и весы (для взвешивания человеческих поступков). На глазах у нее – повязка, символизирующая беспристрастность и указывающая на необходимость принятия судебных решений без оглядки на имущественные и социальные различия тяжущихся. Под ее ногами – потерявший свою маску лицемерный обидчик вдов и сирот, стоящих неподалеку в молитвенных позах. Крылатые пути в верхней части композиции несут корону для Правосудия и рог изобилия для ее подопечных.

Лука Джордано

Триумф Юстиции (Флоренция, Палаццо Медичи-Риккарди)

Лука Джордано (1632-1705) – живописец итальянской (неаполитанской) школы, прозванный за быстроту, с какой он работал, Лукой Фа-Престо. Им исполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе общественная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Во Флоренции он расписал палаццо Медичи-Риккарди, изобразив апофеоз второй династии Медичи. Среди многочисленных мифологических и аллегорических фигур, участвующих в прославлении знаменитого рода, фигура Правосудия была обязательна.

Жан Жувене

Триумф Юстиции (США, Портленд, Художественный музей)

 

Автор картины Жан Жувене (1644-1717) – исторический живописец, сын и ученик Лорана Жувене Младшего (1609-1681). Рисунок Жувене несколько манерен, но не лишен  размаха и благородства. Не будучи силен в линейной перспективе, он пользовался при ее исполнении в своих картинах помощью других художников. Большинство произведений Жувене находится в парижских церквях и в Лувре. Кстати, в Лувре хранятся четыре огромных полотна: «Христос у Симона Фарисея», «Изгнание торговцев из Иерусалимского храма», «Чудесный  лов рыбы» и «Воскресение Лазаря». По ним по велению Людовика XIII были вытканы великолепные ковры, подаренные Петру Великому.

Возможно, эта подборка не полностью охватывает произведения изобразительного искусства на юридическую тематику.

Какие еще картины вы можете посоветовать включить в нее?

Комментарии: 2
  1. молодец, интересная подборка.
    Случайно нет данных картин в большем разрешении? Был бы признателен, если бы скинул мне на мыло

    1. Александр Глейх

      Спасибо!
      В большем разрешении нет, но их можно найти поиском по картинкам яндекса или гугла.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика