fbpx

Юридические картины и картины на тему правосудия (часть 1)

Недавно мне довелось в очередной раз побывать в Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде.

Хочу отметить, что по своему интерьеру – это одно из лучших зданий судов в России из тех, что я видел, а видел я их немало. Говорю без ложной скромности.

Суд этот находится в замечательном старинном русском городе – Вологде, поэтому стены здания украшены фотографиями с видами достопримечательностей этого края. Но такое можно встретить во многих судах.

Чем же отличается внутреннее убранство этого суда?

Интерьер Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда особенно примечателен картинной галереей в холле второго этажа. В ней представлены картины известных художников на юридическую тематику и на тему правосудия. Подборка весьма представительна и исчерпывающа. Что интересно, в ней представлены не только произведения искусства, возвеличивающие правосудие и Фемиду – его богиню, но и картины, показывающие неприглядную сторону юстиции.

В этой статье я бы хотел познакомить вас, мои читатели, с этими творениями художников. Они размещены в алфавитном порядке, снабжены описаниями (взяты с сайта суда, но они отредактированы и исправлены). В скобках рядом с названием указано место, где хранится произведение.

Для удобства я разбил статью на две части.

Приятного просмотра!

 

Рафаэль Санти

Аллегория правосудия (Ватикан, Станца дела Сеньятура)

Роспись одной из четырех ниш в станцах – папских покоях в Ватикане – Рафаэль Санти выполнил в 1510 году. Правосудие с весами, вооруженное мечом, является частью композиции, посвященной теме издания декреталий – законов как гражданских, так и церковных. Всего в Станце дела Сеньятура – покоях, где подписываются папские указы, расположены четыре фигуры, отвечающие по смыслу находящимся под ними историям. Наряду с правосудием это Философия, Поэзия и Богословие. На самом своде, а именно в его парусах, Рафаэль написал четыре истории с фигурами. Около истории с изданием декреталий представлен суд Соломона, приказывающего разрубить младенца.

 

Бартоломеус Шпрангер

Аллегория Правосудия и Благоразумия (Париж, Лувр)

Автор картины – Бартоломеус Шпрангер (1546-1611), фламандский художник, живший и работавший в Чехии. Картина написана в 1608 году. Наиболее распространенный вид аллегории —  персонификация, то есть фигура с атрибутами, объясняющими ее смысл (женщина с повязкой на глазах и весами в руке – аллегория Правосудия). Однако не все так просто. Фемида, которая символизирует Юрисдикцию, обычно изображалась с весами – символом Правосудия – и мечом, как символом Кары, но без повязки на глазах. Женщина с повязкой на глазах и мечом, но без весов – символ Прокуратуры. Женщина с повязкой на глазах, весами, но без меча – символ Адвокатуры.

 

Николо дель Аббате

Великодушие Сципиона (Париж, Лувр)

Николо дель Аббате (1509-1571) – итальянский живописец, работал над созданием фресок в Модене и Болонье. Вместе с Приматиччио и Фиорентино считается одним из основоположников Первой школы Фонтебло. В дворцовой росписи не мог обойти вниманием тему справедливости, одним из воплощений которой традиционно является сюжет «Великодушие Сципиона». Сципион Африканский был римским военачальником. Но вошел в историю искусства отнюдь не как полководец, захвативший Карфаген, а как победитель, не посягнувший на красоту захваченной им пленницы.

 

Батони Пампео

Великодушие Сципиона (Санкт-Петербург, Эрмитаж)

Сюжет «Воздержанность (Великодушие) Сципиона» был очень популярен в европейском искусстве, начиная с эпохи Возрождения. Знаменитый римский полководец Публий Корнелий Сципион (ок. 235-183 гг. до н.э.) в ходе Второй Пунической войны (218-201 гг. до н.э.) захватил город Новый Карфаген в Испании. Римлянам досталась огромная добыча. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее жениху (Тит Ливий, Римская история, XXVI, 50).

Питер Пауль Рубенс

Золотой век регентства (Париж, Лувр)

«Король художников и художник королей» Питер Пауль Рубенс (1577-1640) изобразил регентшу Марию Медичи в роли Фемиды с ее традиционными атрибутами – весами. Королева-мать захотела украсить галерею Люксембургского дворца картинами, иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни. Задание Рубенса было не из легких. Для того, чтобы представить прошлое Марии в самом благоприятном свете, Рубенс в аллегорической манере окружает королеву олимпийскими богами, водными нимфами и купидонами, судьбами и всевозможными добродетелями. С помощью такого приема он не только облагородил Марию, но также резким контрастом противопоставил французских придворных в роскошных одеждах обнаженным богам и полубогам, которых он так любил рисовать. Картина написана в 1622-1625 годах.

Бернардо Строцци

Мадонна с атрибутами Юстиции (Париж, Лувр)

Бернардо Строцци (1581-1644) – итальянский художник, один из самых известных мастеров живописи барокко. Рассматривая его полотна, следует помнить о духовном сане этого художника. Изображая Мадонну с атрибутами Юстиции (книга, меч, увенчанная фригийским колпаком связка фасций, скипетр, корона), он как бы сакрализирует одну из четырех кардинальных добродетелей, возвышая ее до уровня добродетелей теологических. Мысля здесь не в гражданских, а в религиозных категориях, Строцци посвящает картину не мирскому правосудию, но высшему – Божественному – закону. Не случайно Мария с Младенцем восседает на облаке в верхней части композиции и не держит вышеуказанные предметы, но лишь указывает на них сверху, а на страницах поддерживаемой ангелом книги можно прочесть слова: SUPREMA LEX ESTO (Да пребудет Высший Закон).

Продолжение следует!

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика